БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ШОППИНГ!

Начнем с того, что представляет собой купля-продажа товаров через интернет и чем она регулируется.

Купля-продажа через интернет представляет собой дистанционный способ продажи товаров, то есть заключение договора купли-продажи на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. 

Регулируется данный вид купли-продажи:

1. Гражданским кодексом РФ

2. Законом «О защите прав потребителей»

3. Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». 

Теперь давайте рассмотрим самые актуальные вопросы, возникающие при покупке товаров через интернет.

Я купила вещь, а потом поняла, что мне она не нужна.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни так думал, после совершения покупки в интернет магазинах. В такой ситуации Вы должны знать свое главное право, а именно: отказаться от товара в любое время до его передачи. Более того, п.4 ст.26.1 Закона «О защите прав потребителей» говорит нам о возможности отказаться от вещи не только до ее передачи, но и в течение 7 дней после получения. Единственное, что Вам все равно придется возместить продавцу расходы, понесенные им в связи с подготовкой товара к передаче и самой передачей товара, в частности тут мы говорим о почтовых расходах, расходах, понесенных в связи с затариванием и совершением иных необходимых действий.

Многие продавцы, знающие о праве потребителя отказаться от товара до его передачи и в течение 7 дней после, специально не сообщают о данной возможности покупателю, так как возврат товаров невыгоден ни одному продавцу. В таком случае Закон «О защите прав потребителей» устанавливает дополнительные гарантии для покупателя: в случае, если продавец не предоставил информацию о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Когда нельзя отказаться от товара?

1.Товар имеет определенно-индивидуальные свойства и может быть использован только приобретающим его потребителем.

2. Не сохранен товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Распространенное мнение о том, что сорванная этикетка с вещи препятствует возврату вещи — не более чем миф. Поэтому даже если Вы после получения товара, например, случайно сорвете ее во время примерки платья — это не лишает Вас возможности вернуть вещь в указанные сроки продавцу.

При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

Заказала одну вещь, а пришла совсем иная.

Вы делаете на сайте заказ, а Вам приходит товар, не отвечающий тем свойствам и качеству, которые Вы ожидали. К сожалению, такие ситуации происходят регулярно. Они могут возникнуть в силу различных причин:

1. Все необходимые характеристики товара на сайте были указаны, но Вы по какой-либо причине их не прочли.

2. На сайте отсутствовали все необходимые характеристики товара, и Вы делали свой выбор, основываясь только на фотографиях и собственных догадках.

3. Вы прочли все характеристики, но товар, который пришел, не соответствует им.

Что делать в такой ситуации?

Если все характеристики товара были, и Вы их сами не прочли, предъявлять претензии к продавцу не имеет смысла. Единственное, что Вы можете сделать в этой ситуации, это отказаться от товара в течение 7 дней после его получения, но в таком случае нам придется оплатить все расходы продавца, понесенные в связи с передачей товара.

Рассмотрим ситуацию, когда на сайте не была указана характеристика товара. Конечно, Вы можете отказаться от вещи, возместив продавцу все затраты, понесенные в связи с передачей товара. Однако что делать, если вещь индивидуально определенная? Боле того, почему за обманутые ожидания должен платить потребитель?

В такой ситуации мы первым делом смотрим, была ли предоставлена вся необходимая информация о товаре, так как п.1 ст.10 и п.2 ст.26.1 Закона «О защите прав потребителей» обязывают изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Если покупателю не была предоставлена вся необходимая информация о товаре, а договор был заключен, покупатель имеет право в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Также, если продавец не предоставил необходимую информацию, он несет ответственность и за те недостатки товара, которые возникнут уже после получения Вами товара, если Вы докажете, что они возникли в связи с отсутствием необходимой информации. Проще говоря, если Вам не объяснили, как использовать вещь, вследствие чего она сломалась, ответственность за это лежит на продавце.

И, наконец, третья ситуация, когда на сайте была указана характеристика товара, а товар, который Вам пришел, не соответствует ей.

П.25 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 говорит о том, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору и информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в технической документации, прилагаемой к товару, на этикетках, путем нанесения маркировки либо иными способами, предусмотренными для отдельных видов товаров). Стоит обратить внимание на то, что договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Если же продавец не соблюдает данное правило, то покупатель может говорить о том, что ему был передан товар ненадлежащего качества и требовать:

а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;

б) соразмерного уменьшения покупной цены;

в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.

Вместо предъявления указанных выше требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками. Более того, покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

При получении выяснилось, что цена изменилась.

И хотя в последнее время таких ситуации стало гораздо меньше, все равно люди время от времени сталкиваются с тем, что при получении товара им называют совсем иную цену, нежели при его заказе.

Чем обосновывают повышение цены продавцы? Да чем угодно: затратами на дополнительную упаковку вещи, увеличением ее стоимости вследствие роста курса и так далее. Главное, что нам стоит тут запомнить это то, что дистанционный способ купли-продажи товара является лишь разновидностью договора розничной купли-продажи, а, следовательно, к нему применяются правила п.1 ст.500 ГК РФ, а именно: покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи. Все последующие увеличения стоимости по надуманным продавцом причинам мы не должны оплачивать.

Продавец может также настаивать на увеличении стоимости в связи с тем, что данный товар он продает только в комплекте с другим. Однако п.2 ст.16 запрещает обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров, возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что дистанционный способ купли-продажи вызывает немало спорных ситуации между продавцом и покупателем, однако в любом случае стоит помнить, что законодательство стоит на стороне потребителей, что позволяет эффективно защищать их права.

Автор статьи: Сгурина Анна, помощник кабинета адвоката Алексея Михальчика.